Книги про попаданцев занимают довольно большую нишу в фантастической литературе. Чем эти персонажи отличаются от всех остальных? Куда и во что они постоянно попадают? Почему истории про них так популярны в нашей стране? Я отвечу на все вопросы и расскажу вам о самых интересных «фишках» попаданчества, а начну с самого определения понятия.
Попаданство — что это за жанр такой?
В первом случае персонаж обычно попадает в прошлое и меняет к лучшему свою жизнь, а во втором – становится кем-то другим и пытается выжить в совершенно новых для себя условиях.
Часто такое «чудо» случается помимо его воли: например, перемещение происходит из-за случайного стечения обстоятельств или трагедии, или влияния потусторонних сил. Однако, бывают сюжеты, в которых попаданцы осознанно выбирают путешествие в чужие миры (с помощью технологий, заклинаний, артефактов и т.д).
В детских книгах про попаданцев главный герой – ребенок или подросток. Обычно он совершает подвиги или просто хорошие поступки, борется с врагами и побеждает их, но при этом не вносит глобальных изменений в мир. Естественно, в детских книгах нет никакой жестокости или сексуальных сцен в отличие от взрослой литературы. Зато есть много поучительных и познавательных моментов. Еще одно отличие – маленькие попаданцы чаще всего находят путь домой: например, находят какой-то артефакт, ключ или портал.
Кто такие попаданцы, и как они появились?
Попаданцы – это персонажи, которые по каким-то причинам (чаще всего – вообще без причины) переносятся в другие реальности. Это может быть кто угодно: школьник, программист, военный, врач, бандит, инженер, учитель, безработный. Другими словами, попаданцем может стать совершенно обычный человек любого возраста, не обладающий никакими суперспособностями (хотя некоторые все же их имеют).
Попадают все эти персонажи кто куда: в прошлое, магические и игровые миры, даже в космос. Как правило, главная цель героя – выжить и вернуться домой, попутно изменив другую реальность к лучшему.
Каким образом попаданцы перемещаются в иные миры?
- сознание героя переносится в другую реальность после смерти;
- персонаж находит таинственный «переход»: дверь, портал, артефакт, книгу и т.д.;
- герой произносит волшебное заклинание или проводит специальный ритуал;
- попаданец использует технические устройства для перемещения.
В зависимости от поджанра могут быть и другие способы, но я описал самые распространенные.
Теперь перейдем к самой схеме «попадания»:
- переносится только сознание героя в собственное или чужое тело;
- персонаж перемещается целиком, а его одежда либо сохраняется, либо меняется на соответствующую другому миру.
Кроме того, попаданец может оказаться в теле любого возраста и пола. То есть взрослый человек может стать ребенком (а иногда даже младенцем), подростком, пожилым. То же самое со «сменой» пола: мужчина может очутиться в теле женщины, и наоборот.
В зависимости от поджанра главный герой играет одну из ключевых ролей в сюжете:
- всеми силами меняет мир с помощью знаний и умений;
- смиряется со своей участью, делает все для собственного выживания и адаптации к новой реальности;
- имеет огромные амбиции и старается пробиться к вершине власти;
- делает все, чтобы выполнить какую-то миссию и ищет способы вернуться назад.
Независимо от метода и схемы перемещения, а также роли главного героя, в попаданческих историях всегда присутствует какая-то главная тайна, загадка или интрига, и это делает сюжет интереснее и насыщеннее.
Для большего понимания стоит затронуть тему появления жанра как такового. Многим кажется, что книги про попаданцев – это современное литературное открытие. Но это совсем не так. Истории с перемещением героев в необычные миры и обстоятельства популярны с тех пор, как люди научились придумывать и рассказывать сказки. То есть очень и очень давно. Настолько давно, что вряд ли кто-то сможет найти упоминание о самом древнем сказочном попаданце.
Однако, одним из первых «классических» попаданцев принято считать героя из романа Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».
Автор: Марк Твен
Дата написания: 1889
Возрастное ограничение: 12+
📖 Скачать фрагмент:fb2; epub; txt; rtf; mp3
📚 Купить: на Litres
🎤 Купить аудиокнигу: на Litres
Он более-менее привычным для современного читателя способом переносится в вымышленную Средневековую эпоху и занимается всевозможным мыслимым и немыслимым прогрессорством.
В центре сюжета Хэнк Морган – обычный мужчина средних лет, живущий в США конца 19 века. Однажды он получает удар по голове, теряет сознание в своем мире, а просыпается в 6 веке недалеко от замка Камелот. Вокруг нет ничего знакомого: ни газет, ни электричества, ни радио, ни спичек… Зато есть предприимчивость главного героя, которая способна изменить целую эпоху.
В России этот жанр начал набирать популярность только с начала 21 века. Первым известным попаданцем на тот момент был «Сварог» – персонаж из цикла книг Александра Бушкова. По похожему сценарию было написано множество романов и циклов про военных героев-спецназовцев. Да и сейчас мало что изменилось в самой концепции попаданства кроме способов и направлений перемещения. В связи с этим многих интересуют ответы на вопросы – чем эти книги так нравятся, что в них так притягивает и заставляет скупать целые серии книг с похожими сценариями?
Почему книги про попаданцев так популярны?
Есть две гипотезы, объясняющие причины популярности книг про попаданцев.
Во-первых, они дарят надежду и ощущение, что в любой ситуации можно круто изменить свою жизнь и даже историю целого мира. Это особенно актуально для людей, которые переживают не самые лучшие времена или постоянно заняты бытом и рутиной. Таким незатейливым способом читатель может легко погрузиться в мир, где все возможно. В другую реальность, которую можно сделать лучше.С одной стороны, такие книги могут смотивировать к изменению реальной жизни. С другой стороны, эффект может сработать в обратную сторону: читатель погрузится в вымышленную атмосферу, расслабится, отдохнет от дел, но на этом все и закончится. Никаких реальных изменений, преобразований, решения проблем.
Кстати, об этом говорил литературный критик Василий Владимирский:
Ну что ж: писатель пописывает, читатель почитывает, оба довольны. А уж как доволен издатель — словами не передать. Поголовье инфантильных неудачников никогда не иссякнет. «Покуда есть на свете дураки, обманом жить нам, стало быть, с руки»…
Во-вторых, возможно, дело в жанровой конструкции книг про попаданцев. Обычно от писателей не требуется долгое вступление и объяснения причин происходящих событий. Даже, наоборот, чем более неожиданным будет начало, тем лучше. То есть написать книгу про попаданца, например, во времена ВОВ гораздо проще, чем полноценный исторический роман с подробной экспозицией и множеством подробностей. К тому же данный жанр подразумевает наличие самых невообразимых и невероятных стечений обстоятельств, которые точно так же не всегда нужно объяснять. Это дает большой простор для фантазии авторов.
В пользу этой гипотезы я бы процитировал мнение писателя Владимира Аренева:
Но обратите внимание: раньше в попаданцах ходили профессора, прогрессоры, исследователи. Теперь — спецназовцы и пэтэушники. Есть о чём задуматься, верно?
Примеры книг про попаданцев
В «попаданчестве» есть несколько поджанров. Самые популярные из них: книги про попаданцев-путешественников в прошлое, магические миры, виртуальную реальность (игры) и космос. Рассмотрим каждый из них более подробно.
В прошлое
Попаданцы могут перемещаться в прошлое: в любую эпоху альтернативной истории России, во времена СССР, в период Великой Отечественной войны, в Древнюю Русь, каменный век и т.д. Как правило, перемещение в другие миры происходит после смерти героев в своей реальности. Они могут попасть как в чужое тело (например, царя, князя, военнослужащего), так и в собственное.
Примеры лучших книг про попаданцев в прошлое:
Персонажи обычно быстро адаптируются и стараются изменить реальность в лучшую сторону. В случае попадания в собственную молодость, герои исправляют свои прошлые ошибки. Иногда персонажам удается вернуться в свой мир, но чаще всего такой возможности нет. Большинство сюжетов данного поджанра подразумевают участие в локальных или глобальных битвах. Однако, есть и «тихие» миры, в которых попаданцы ни с кем не воюют, а просто пользуются своими знаниями и навыками, чтобы выжить и построить новую реальность. Кому я могу посоветовать книги этого поджанра? В первую очередь, любителям истории и всем, кто хотя бы иногда мечтает о переменах в своей жизни и мире в целом.
В магические миры
Попаданец может очутиться в самом настоящем фэнтези. Это может быть «реальный» магический мир со своими законами и правилами или «выдуманный», если герой переносится в книгу. Попадают в такие места благодаря мистической силе (например, заклинанию) или с помощью портала (например, через загадочную дверь). Обитателями магических миров могут быть самые разные сказочные существа: драконы, эльфы, оборотни, вампиры и т.д. Локации тоже могут быть разнообразными: магические академии, лавки, замки, отели и многие другие. Кстати, довольно часто в центре сюжета оказываются попаданки, и фэнтези с их участием обычно имеет любовную линию. Кроме необычного сказочного антуража в книгах этого поджанра происходит все то же самое, что и в других:
- у героев есть основная цель, которую они чаще всего достигают;
- с попаданцами происходят невероятные события (иногда – смешные и забавные);
- на пути у персонажей почти всегда стоят могущественные враги.
Примеры лучших книг про попаданцев в магические миры:
Некоторые герои после ярких приключений и достижения цели возвращаются домой, а другие остаются жить долго и счастливо в магическом мире.
Фэнтези с попаданцами понравится всем, кто хочет окунуться в яркую и необычную магическую реальность. Сюжеты таких книг редко нагружены серьезными мыслями и глубокими философскими идеями, но зато чтение отлично расслабляет и позволяет отдохнуть от быта, работы и повседневной суеты.
В игровые миры
ЛитРПГ («литературная RPG») – это поджанр фантастики, основанный на описании ролевых компьютерных игр. Как правило, попаданцы перемешаются в многопользовательские онлайн-миры. Происходит это одним из способов: герой умирает, и его сознание переносится в игру, или он использует какое-либо оборудование для полного погружения в виртуальную реальность.
Примеры лучших книг про попаданцев в игровые миры:
Чаще всего сюжет развивается внутри виртуального пространства, но в некоторых книгах персонажи периодически возвращаются в реальность. Довольно часто за основу берется одна из популярных фэнтезийных РПГ, в которых герой может выбрать расу и класс (например, эльф-лучник, гном-вор, орк-воин и т.д.).
Обязательным в этом поджанре является описание самого процесса игры, характеристик героев, оружия, предметов и т.д. То есть, читая такой роман, становится практически сразу понятно, что попаданец оказался в игровом мире. Я бы не сказал, что этот поджанр будет интересен абсолютно всем читателям, но любителям РПГ и фэнтези будет очень интересно.
В космос
Персонажи научно-фантастических книг попадают на космические корабли или чужие планеты тоже совершенно разными способами. Кто-то специально перемещается в инопланетные миры с помощью технологий будущего, чтобы выполнить там некую миссию. Некоторых попаданцев в самые жуткие уголки Вселенной засылают свои же «соотечественники» в качестве наказания. Ну, а другие оказываются там совершенно случайно.
Всем героям подобного поджанра необходимо не только выжить в незнакомых и даже экстремальных условиях, но и решить одну из актуальных проблем (например, спасти планету от межгалактических врагов). Отличительная черта большинства фантастических книг про попаданцев в космосе – наличие ярких и динамичных боев и схваток как на «суше», так и в межпланетном пространстве. Правда, встречаются довольно спокойные сюжеты, в которых попаданцы:
- просто наблюдают за чужеземной цивилизацией, не вмешиваясь в события;
- активно адаптируются к новым условиям, попутно занимаясь прогрессорством.
В любом случае, на мой взгляд, смесь научной фантастики и попаданчества практически никогда не бывает скучной.
Выводы
- «Попаданство» как явление появилось гораздо раньше, чем многие привыкли думать.
- Популярны книги в этом жанре, в первую очередь, благодаря психологическому эффекту, который может как смотивировать и принести огромную пользу читателю, так и, наоборот, отвлечь от реальных проблем.
- Книги про попаданцев имеют основные поджанры: перемещение в прошлое, магические миры, игры, космос и пр. Кроме перечисленных я бы добавил еще несколько: персонажи могут перемещаться в будущее, параллельные миры, сказку (не путать с фэнтези).
Как видите, нюансов и направлений в этом интересном жанре много, но смысл остается один и тот же. К моему удивлению, прочитав множество книг про попаданцев, я все еще нахожу оригинальные и свежие идеи. Многие писатели-фантасты из обычного и часто встречающегося сюжета создают нечто новое, добавив свои «фишки», интригующие тайны и неожиданные повороты. Поэтому моя рекомендация – не проходите мимо книги, если увидели знакомое описание. Иногда завязка сюжета сама по себе не новая, но развитие событий, финал и в целом приятный авторский стиль, смогут вас очень удивить.